К сожалению, развитый уровень медицины не может полностью оградить детей от появления различных заболеваний. При этом часть из них вполне успешно лечатся еще до выписки ребенка и мамы из родильного дома, а с некоторыми из них приходится жить всю оставшуюся жизнь.
Содержание
Что это
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья, под которыми подразумеваются различные нарушения физического и психического развития. Они включают в себя различные заболевания, которые обычно невозможно излечить (можно лишь улучшить жизнь ребенка при помощи операции или использования специальных приборов).
Педагогика и медицина по-разному оценивают данные проблемы со здоровьем, поэтому расшифровки могут различаться. Исходя из этого разработана специальная классификация и заготовлены программы для обучения детей, которые перечислены во ФГОСе.
Диагноз
Классификация ограниченных возможностей здоровья с точки зрения медицины указаны в специальной «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП», которая подготовлена ВОЗ. В ней указано, что к ОВЗ относятся различные проблемы, появляющиеся во время развития физических и психических функций организма, а также его частей, включает в себя различные патологии и утраты данных функций.
Нарушением также являются проблемы с развитием детей. Всего существует пять уровней проблем, разделяемых по процентам и четыре уровня задержек (с учетом их исчезновения). Для удобной классификации разработаны коды, которые позволяют быстро ориентироваться по системам организма, нарушениям определенных функций, возможностью воспринимать информацию, обучаться и применять полученные знания в дальнейшем, возможности общаться в коллективе и так далее. Полностью расшифровку можно найти на сайте Всемирной организации здравоохранения.
Диагноз ставится ребенку после прохождения специальной медицинской комиссии, включающей в себя не только врачей, но и психологов и педагогов. Благодаря проводимому лечению диагноз может поменяться. Это происходит в случаях улучшения состояния здоровья после прохождения лечебных психологических или медицинских процедур.
Классификация
Виды ограниченных возможностей здоровья с учетом федеральных государственных стандартов, создаются с учетом использования адаптированных основных образовательных программ для детей с проблемами с развитием. Среди них выделяются следующие категории:
- Имеющие нарушения в работе зрительных органов (с частичной и полной потерей зрения).
- Имеющие проблемы с передвижением.
- Имеющие проблемы с развитием психики.
- Имеющие проблемы с речью.
- Имеющие нарушения умственного развития.
Министерство Просвещения рекомендует направлять детей с любыми из этих нарушений в специальные школы, а также центры, работающие с данными проблемами. Чаще всего центры начинают свою работу в качестве одного из подразделений коррекционных школ, а затем их заменяют. При этом школы коррекционного развития в столице работают и справляются со своей задачей достаточно успешно.
Что входит
Суммарно выделяется восемь нарушений, патологий и проблем, входящих в состав ОВЗ:
- Нарушения зрения – данное чувство невозможно применять для оценки окружающего мира и ориентирования в пространстве.
- Нарушения слуха. Из-за этого взаимодействие с другими людьми может быть невозможно.
- Нарушения речи. Отсутствует возможность общаться с окружающими, это может быть следствием разных проблем.
- Неправильное развитие опорно-двигательного аппарата. Проблемы ведут к невозможности двигаться так же, как сверстники, имеются проблемы с координацией.
- Неправильное развитие психики. К этому типу относятся болезни ЦНС.
- Неправильно развитие умственных способностей. Данный тип содержит большое количество заболеваний, среди которых встречаются аутизм, эпилепсия, шизофрения и многие другие.
- Расстройства аутистического спектра.
Проблемы развития
Введение специальных федеральных образовательных стандартов обусловлено необходимостью немного с иной стороны подходить к обучению детей с различными проблемами и нарушениями. Все дети и подростки должны иметь одинаковые возможности к получению образования.
Имеющиеся проблемы с восприятием информации влияют на усвояемость материала и возможность использовать знания впоследствии. По этой причине к обучению подходят с особой тщательностью, для обучения детей с нарушениями слуха или зрения используются специальные программы. В случае нарушения психического или умственного развития также применяются особые методики, педагоги проходят дополнительное обучение.
Школы с ОВЗ
Дети с диагнозом «ограниченные возможности здоровья» получают определенные послабления во время обучения:
- Возможность бесплатно посещать коррекционные занятия с логопедом, психологом и специальным педагогом на базе школы.
- Все педагоги обращают повышенное внимание к ученику, используя для обучения специальные программы и оценивая его успехи по отдельной системе.
- Возможность выбрать способ сдачи экзамена после окончания 9 и 11 класса.
- Возможность бесплатно питаться в образовательном учреждении два раза в день.
- Отсутствие наказаний за нарушение дисциплины.
В Москве к школам, занимающиеся с ребятами, имеющим ОВЗ, относятся следующие:
- Школа «ХХI век».
- УЦ «Перспектива».
- Гимназия № 1570.
- Гимназия № 1540.
- Реабилитационно-образовательный центр № 76.
- Санаторно-лесная школа «УНИКУМ».
- Специальная общеобразовательная школа-интернат № 31.
- Специальная школа № 571.
- Центр творчества «На Вадковском».
- Школа № 1454 «Центр образования Тимирязевский».
В каждом из образовательных учреждений оборудованы специальные классы, а также работают преподаватели с необходимым образованием для того, чтобы каждый из учеников получил качественное обучение.
Коррекционное занятие
Помимо стандартных школьных занятий дети с ОВЗ имеют возможность и необходимость посещать специальные коррекционные занятия. Их суть заключается в коррекции отдельно взятых нарушений – ознакомление со шрифтом Брайля, изучение языка жестов и так далее. Преподаватель подходит к обучению исходя из необходимости, индивидуальный подход позволяет не переживать родителям по поводу развития их чада.
Заключение
ОВЗ – достаточно серьезная ноша не только для ребенка, но и для их родителей. Для получения нормального образования и индивидуального подхода к ученикам необходимо обращаться в специализированные школы и центры.