Для работы в медицинской, сфере работы с детьми или питания требуется, чтобы у каждого сотрудника на руках была медицинская книжка. Это достаточно простой медицинский документ, для оформления которого потребуется посетить ряд врачей и сдать некоторое количество анализов. Процедура платная, но потребует от человека не очень большого количества времени.
Содержание
Что это
Медицинской книжкой называется документ, который подтверждает отсутствие у человека заболеваний или противопоказаний для работы в определенной сфере деятельности. Она выглядит как обычная небольшая тетрадь формата А6, содержащая порядка 30 страниц. На обложке имеется логотип и само название документа «санитарная (медицинская) книжка». На каждой странице имеется начерченная таблица, название столбцов различаются.
Для чего необходимо
Данный документ необходим работникам сфер обслуживания, торговли, питания и сферы работы с детьми. К ним относятся официанты, продавцы продуктов питания, работники салонов красоты, учителя. В обязательном порядке медкнижки должны быть у студентов медицинских и педагогических университетов, отправляемые на практику в определенные организации.
В приказе Роспотребнадзора четко описаны работы, для которых необходим данный документ. К ним относятся профессии, связанные с продуктами и водой, детьми, а также обслуживанием населения. При отсутствии медицинской книжки или части анализов, работодателю и самому работнику грозят достаточно суровые штрафы:
- От 100 до 1000 рублей для работников.
- От 500 до 20 000 рублей для индивидуальных предпринимателей и организаций.
Дополнительно организациям грозит приостановление рабочей деятельности.
Список анализов и врачей
Будущим работникам, которым требуется оформление медицинской книжки, в обязательном порядке потребуется посетить следующих специалистов:
- Терапевт.
- Гинеколог (для лиц женского пола).
- Психиатр и нарколог.
- Дерматолог.
- Стоматолог (не всегда).
- Инфекционист.
Не всегда получается пройти всех специалистов в одном лечебном учреждении. Для получения справок от нарколога и психиатра может потребоваться посещение специальных диспансеров.
Стоматолог имеется практически в любой поликлинике, в случае посещения больницы по месту жительства оно будет бесплатным и покроется полисом обязательного медицинского страхования, стоимость в частных клиниках разнится. Остальные врачи имеются в любой больнице. Для получения медкнижки потребуется также пройти ряд обследований:
- ЭКГ, в некоторых случаях потребуется и ЭЭГ.
- Флюорография.
- Сдать анализы крови – на биохимию, клинический анализ.
- Сдать клинический анализ мочи.
- Мазок на трихомонады и гонококки.
- Сдать мазок из носа на проверку стафилококка.
- Проверить кал на отсутствие яиц глистов.
- Список конкретных анализов может незначительно меняться в зависимости от сферы деятельности – медицинским работникам требуется пройти больше обследований.
Стоимость
Стоимость оформления медкнижки складывается из двух частей. Первая – приобретение самого документа. В среднем это стоит порядка 800 рублей. Вторая часть – непосредственно прохождение всех специалистов. В данном случае сумма довольно сильно варьируется.
При прохождении врачей в поликлинике по месту жительства сумма не будет превышать 1500 рублей. Частные медицинские учреждения устанавливают свою цену – она меняется от 2000 до 4000 рублей, в зависимости от сферы, в которой будет работать человек.

Оформление и покупка
Оформление медицинской книжки может идти двумя путями. Первый – сотрудник самостоятельно выбирает организацию для получения медкнижки и приходит туда. После оплаты услуги человеку выдают документ, а также все необходимые направления и порядок прохождения врачей. Сначала необходимо сдать анализы, так как без них ряд специалистов не сможет дать свое заключение о наличии или отсутствии заболеваний или противопоказаний. Финальную точку в обследовании ставит терапевт – он пишет общее заключение и ставит свою подпись.
Второй вариант – руководитель компании определяет организацию для прохождения медкомиссии, заключает договор и оплачивает услуги. В определенное время все сотрудники приходят в выбранное учреждение, а затем проводится та же самая процедура, что и в случае с самостоятельным оформлением документа.
Электронная медицинская книга
Электронная личная медицинская книжка – полный аналог бумажного документа. После ее оформления человеку выдается специальная пластиковая карточка, на которую добавлена вся та же информация, что и на бумажном носителе. Проверка актуальности производится при помощи специального QR-кода, нанесенного на пластиковую карточку. На ней также указывается ФИО, дата рождения и гражданство владельца.
По сравнению с бумажным аналогом, ЭЛМК имеет ряд преимуществ. В первую очередь, она дешевле в оформлении, нежели всем привычный документ. Скорость прохождения медкомиссии также выше. Она не имеет срока хранения, бумажный аналог действителен в течение примерно пяти лет. Последний, решающий фактор – ее намного удобнее использовать, так как доступ к проверке актуальности данных можно получить практически в любой точке, где имеется интернет.
Продление
Сама по себе медкнижка не имеет срока действия. Ее меняют в случае утери или тогда, когда внутри заканчивается место. Тем не менее, медкомиссию необходимо проходить каждый год, так как она имеют ограниченный срок действия. Исключение составляет только ряд справок от нарколога и психиатра, которых повторно требуется проходить каждые пять лет. Анализы вообще действительны в течение пары дней или недель, после чего их приходится сдавать заново, иначе врач не сможет дать свое заключение.

Процесс продления медкнижки ничем не отличается от ее оформления с нуля. Потребуется также пройти всех врачей-специалистов и сдать анализы. Единственная разница – не придется заново приобретать документ, достаточно использовать старый. Стоимость данной процедуры также будет меньше.
Проверка на подлинность
К сожалению, существуют организации, которые обманывают своих клиентов и могут предоставить недействительную медкнижку. Люди ведутся на это из-за уменьшенной стоимость оформления и прохождения медкомиссии.
В случае проверки данный обман быстро вскрывается, а на сотрудника и организацию, в которой он работает, накладываются достаточно серьезные штрафы. Можно обезопасить себя (как сотруднику, так и руководителю компании), проверив подлинность самостоятельно. Для этого требуется открыть реестр ЛМК и уже в нем ввести номер полученного документа. Помимо данных о подлинности, там также публикуется информация о сроках прохождения аттестации и гигиенической подготовки. Данная процедура абсолютно бесплатна.

Организации
В Москве существует большое количество организаций, предлагающих быстро и качественно пройти процедуру оформления медкнижки. Список самых популярных из них:
- Клиника ПрофМедЛаб. Находится по адресу ул. Пресненский Вал, стр. 3. Для связи и уточнения деталей необходимо позвонить по номеру телефона +7 (495) 308-33-24. Компания работает без выходных, график работы в будние – с 8 до 20 часов, в выходные – с 9 до 18 часов.
- Медицинская комиссия «СправкиВсе», созданная на базе многопрофильного медцентра «Логон клиника». Имеется четыре филиала: ш. Энтузиастов, 11Ак2, Ленинский пр-т, д 29, Братиславская, 15к1, ул. Солженицына, 14к1. Телефон для связи +7 (495) 505-51-43.
- Компания «МобилМед». Единый номер контакт-центра +7 (495) 781-000-3. Особенность компании в возможности заказать выездную медкомиссию. Сотрудники приезжают со всем необходимым оборудованием, что особенно ценится крупными компаниями с большим количеством сотрудников.
- Медицинский центр «Плаза». Расположен по адресу ул. Новослободская, 10с1. Работает без выходных, с 9 до 21 часа. Телефоны для связи — +7 (495) 297-03-09, +7 (926) 773-43-80.
- Сеть медцентров «Ситимед». В столице имеется более двух десятков работающих филиалов, для связи с колл-центром необходимо позвонить по номеру телефона +7 (495) 172-53-76. Он работает ежедневно, в будние с 9 до 21 часа, в выходные с 9 до 20 часов.
Сравнение и выбор
Основное различие между организациями, предлагающими услугу по оформлению и продлению медкнижек – стоимость данной услуги. В пределах Москвы она варьируется от 2000 до 4000 рублей в зависимости от сферы, в которой будет работать сотрудник. Скорость изготовления санкнижек также меняется.
Сам документ оформляется за несколько минут – сотруднику достаточно вписать личные данные покупателя – ФИО, дату рождения, должность и адрес проживания. После этого необходимо пройти всех врачей и сдать необходимые анализы.
Срок прохождение данной процедуры в основном зависит от расписания работы специалистов. В узкоспециализированных организациях заранее сообщается о двух врачах, к которым собираются самые большие очереди – наркологе и психиатре. Ряд людей получают справки в диспансерах, что позволяет сэкономить время.
Иногда выбор организации для прохождения медкомиссии и вовсе отсутствует. Это происходит в ситуации, когда у работодателя подписан договор с определенной компанией, и уже продолжительное время все сотрудники отправляются именно туда.
Заключение
Без медкнижки невозможна работа в ряде сфер. Ее можно оформить в разных организациях, выбрав самостоятельно или отправившись туда, куда укажет работодатель. Процедура несложная и занимает несколько дней.